Россия рассмотрит вопрос об ограничении импорта пестицидов
Минсельхоз станет ответственным за ввоз пестицидов в Россию
Ввоз пестицидов в Россию может быть ограничен
Возможно, в скором времени этот вопрос будет решать Минсельхоз
Вопросы о целесообразности ввоза на территорию нашей страны незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для производственных испытаний, возможно, в скором времени будет решать Минсельхоз. Соответствующий законопроект будет рассмотрен сегодня на заседании правительства.
Также ведомству предлагается поручить принимать решения о возможности ввоза пестицидов и на всю территорию Таможенного союза.
“Проектом постановления также предлагается определить Минсельхоз (вместо Россельхознадзора) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт химических средств защиты растений”, – сказано в сообщении пресс-службы кабмина.
Стоит отметить, что на российском рынке средств защиты растений (СЗР) сегодня преобладает импортная продукция, и в основном это контрафакт. Как уже писала “Российская газета”, недостаточно высокое качество большинства видов пестицидов ведет к быстрому распространению всевозможных вредителей. И, главным образом, в основных сельхозрегионах страны – в Южном, Приволжском, Уральском федеральных округах. Одновременно повышаются риски для сельхозпочв и для растений. По оценкам экспертов, доля импорта на рынке СЗР фактически достигает 90 процентов, при этом растет ввоз всевозможных подделок этой продукции через границы стран Таможенного союза. А устремляется этот поток в Россию, как крупнейший рынок СЗР в этом регионе.
Минсельхоз станет ответственным за ввоз пестицидов в Россию
Правительство одобрило наделение министерства сельского хозяйства полномочиями выдачи заключений о целесообразности ввоза на территорию России незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для производственных испытаний, сообщается в субботу на сайте кабинета министров.
Также Минсельхоз вместо Россельхознадзора будет определять согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт химических средств защиты растений.
Большинство СЗР на рынке — поддельные
По объему потребления пестицидов Россия оказалась в числе мировых лидеров, пишет газета Столетие.
Комментирует эксперт Валентин Плянко:
– Состоявшаяся на днях международная конференция по химсредствам защиты растений констатировала: чем больше в сельском хозяйстве применяется пестицидов, тем больше они представляют опасность для конечных продуктов, а стало быть – для здоровья человека. Особенно сегодня, когда эти средства, в большинстве своем поддельные.
В России до сих пор действует пестицидный ГОСТ СССР от 1978 года. Впрочем, как отметил экс-замминистра сельского хозяйства РФ Владимир Алгинин, соблюдается он в России от случая к случаю. В отличие, например, от Белоруссии и ряда стран Закавказья, Средней Азии.
Для того, чтобы контролировать российскую сельхозпродукцию на предмет ее эколого-потребительской безопасности, ныне требуется от производителя до полумиллиона рублей в год. Но, как отмечалось на форуме, лишь немногие агропредприятия могут позволить себе такую роскошь.
Тем временем спрос на пестициды растет. Прежде всего, потому что быстро снижается плодородие почв: сказываются последствия небезызвестного освоения Целины, «хрущевской» борьбы с травопольными севооборотами, рекордные подпитки почв химудобрениями, осушение болот, вырубки лесных полос вблизи сельхозугодий в 60-х-середине 80-х гг., заброшенность лесных и сельхозплощадей, что привело к «нашествию» разного рода полевых вредителей и их массовой «потравы» разными химсредствами.
Сегодня у большего числа хозяйств попросту нет денег на высококачественные пестициды, потому в основном используются их дешевые небезопасные аналоги.
Так или иначе, но по оценке «Россельхозцентра», только в 2014-м в РФ требуется «внедрить» не меньше 55 тыс. тонн этих средств, что намного больше уровня 2010 года. И похоже, эта тенденция неумолима.
Ситуацию, по мнению участников форума, усугубляет и растущий импорт дешевых химсредств, всевозможных подделок.
Конечно, проводить работы по оздоровлению сельхозпочв, лесов, оросительных систем, налаживать производство высокачественных средств защиты растений куда затратнее, чем завозить дешевые пестициды. Но что после этого можно ожидать от продуктов растениеводства и животноводства, которые мы едим?
Эксперты предлагают ввести новые ГОСТы, предписать их обязательное соблюдение, вводить жесткие меры в отношении подделок, усилить таможенно-пограничный, ветеринарный контроль и т.п. Но услышат ли эти предложения ставшие давно коммерческими госструктуры, бизнес, внешнеторговые фирмы без вмешательства власти, которая и призвана обеспечивать безопасность своего населения?
На российском рынке средств защиты растений (СЗР) преобладает импортная продукция, и в основном это демпинг и контрафакт. Причем значительная часть применяемых СЗР не проверена на токсическую опасность для сельхозпочв и для сельхозпродуктов.
Недостаточно высокое качество большинства видов СЗР ведет к быстрому распространению всевозможных вредителей. И, главным образом, в основных сельхозрегионах страны – в Южном, Приволжском, Уральском федеральных округах. Одновременно повышаются риски для сельхозпочв и для растений. Это обстоятельство отметил замминистра сельского хозяйства РФ Дмитрий Юрьев: “Особую актуальность приобретает проблема снижения плодородия почв, что обусловлено нехваткой финансовых средств на приобретение СЗР и, как следствие, нарушением агротехнологий”.
Цена испытания растениеводческой продукции в РФ на предмет качества и экологичности, по словам Владимира Алгинина, заместителя гендиректора компании “Август”, экс-замминистра сельского хозяйства РФ, ныне достигает 400 тыс. руб. Это, как и внедрение высококачественных СЗР, могут себе позволить немногие хозяйства.
“Доля импорта на рынке СЗР, – пояснил “РГБ” В. Алгинин, – фактически достигает 50%, при этом растет ввоз всевозможных подделок этой продукции через границы стран Таможенного союза. А устремляется этот поток в Россию, как крупнейший рынок СЗР в этом регионе. Проверить соответствие ввозимых средств заявленным документам в большинстве случаев невозможно. И очень сложно определить влияние СЗР на продукцию растениеводства и животноводства. Дело еще и в том, что пока в СНГ продолжает действовать советский ГОСТ на эти средства 1978 года. Хотя он уже не отвечает реалиям, даже его в отличие от РФ строго соблюдают и частично дополняют в Беларуси, Туркменистане, Узбекистане, ряде стран Закавказья”.
Виктор Горбатов, замглавы экспертной группы по экологической оценке СЗР, считает, что в нормативно-законодательной базе взамен расплывчатых формулировок и терминов надо более четко прописать категории СЗР и основные условия их применения. Также, по мнению В. Горбатова, нужно уточнить функции госэкспертизы в этой сфере.
В целом же, как считает Фарес Кильзие, глава совета директоров компании Creon energy, российский рынок средств защиты растений развивается активно. Но есть изъяны в правовой базе изготовления и использования этих средств. “Производство в РФ конкурентоспособных СЗР во многом зависит от общей экономической ситуации в стране и от платежеспособности потребителей. Можно сказать, вопрос упирается в подход агрохозяйств к выбору видов СЗР и в возможности хозяйств руководствоваться не принципом “меньшей цены”, а качественными параметрами этих продуктов, их экологичностью и эффективностью применения”, – заключил он.
Источник: РИА Новости,
Импорт СЗР будут вести по разовым лицензиям
Контролировать ввоз поручено Минсельхозу России
Правительство приняло Постановление от 18 марта 2014 года №201 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ввоза в Российскую Федерацию и на таможенную территорию Таможенного союза средств защиты растений (пестицидов)”.
Проект постановления подготовлен Минсельхозом в целях реализации норм Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».
Согласно Положению о применении ограничений, утверждённому указанным решением коллегии Евразийской экономической комиссии, ввоз средств защиты растений на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется по разовой лицензии, выдаваемой на основании решения органа государственной власти государства – члена Таможенного союза о возможности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза средств защиты растений.
Решение вопросов, связанных с ввозом на территорию РФ и территорию Таможенного союза пестицидов, отнесено к ведению Минсельхоза России
Согласно дополнениям, внесенным в Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, к полномочиям данного ведомства отнесено: выдача заключений о целесообразности ввоза в РФ образцов незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для проведения испытаний, а также принятие решения о возможности ввоза пестицидов на территорию Таможенного союз
Российские аграрии могут остаться без современных средств борьбы с вредителями
В начале года стало известно, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) начала антидемпинговое расследование в отношении гербицидов, ввозимых из Евросоюза. По всей видимости, некоторых насторожил тот факт, что с 2013 по 2015 годы объем импорта гербицидов из ЕС вырос на 9,5 процента. Сейчас активно обсуждается вопрос способов ограничения импорта готовых продуктов (пока только гербицидов), и таким образом, риск повышения таможенных пошлин на эту продукцию многократно возрастает, что также предполагает ужесточение контроля за ввозом импортных средств защиты растений. Так, в конце января на рабочем совещании в минсельхозе отмечалось, что ставки ввозных таможенных пошлин на пестициды установлены на максимально возможном уровне, который разрешен в соответствии с принятыми Россией обязательствами при присоединении к ВТО. Тем не менее рассматривается вопрос подготовки документа, который бы защитил интересы отечественных производителей средств защиты растений.
Напомним, ввоз на территорию нашей страны пестицидов осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России и разрешения Минсельхоза России. “Со своей стороны мы должны совместно со всеми заинтересованными участниками рынка разработать документ, где будет отражена необходимость применения ограничений на ввоз пестицидов на территорию нашей страны”, – заявил первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. По его словам, следует ужесточить регистрационные требования при проведении экспертизы пестицидов, что “позволит исключить проникновение в Россию средств защиты растений, отравляющих нашу землю и пагубно влияющих на качество произведенной отечественной сельхозпродукции”, сообщается на сайте ведомства.
Джамбулат Хатуов также подчеркнул, что для решения этих задач минсельхоз будет расширять сотрудничество с госорганами других стран, совместно с которыми будет утверждаться перечень предприятий, которым будет разрешен импорт пестицидов в нашу страну. Каким конкретно компаниям запретят деятельность на территории России, не сообщается. В ведомстве лишь подчеркивают, что готовы “бороться за безопасность поступающих в нашу страну средств защиты растений, выявлять подделки и пресекать их ввоз”.
Опрошенные “Российской газетой” эксперты уверены, что повышение таможенных пошлин на СЗР ставит перспективы дальнейшего роста урожаев под вопросом.
– При прочих равных условиях повышение таможенных пошлин на средства защиты растений может увеличить риски, а также себестоимость продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей, – рассказал “Российской газете” генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
С ним согласен и исполнительный директор аналитического центра “СовЭкон” Андрей Сизов-младший, он пояснил “РГ”: “Средства защиты растений – важная составляющая себестоимости основных сельскохозяйственных культур в России, их доля доходит до 20 процентов. Повышение импортных пошлин, очевидно, приведет к росту цен на большинство СЗР и негативно скажется на маржинальности растениеводства”.
Как рассказал Дмитрий Рылько, особенностью российского сельскохозяйственного рынка является то, что все действующие вещества для СЗР производятся за рубежом и в нашу страну лишь импортируются. “Фактически на отечественном рынке существуют два канала: импорт готовых препаратов, в том числе брендированных продуктов мировых лидеров отрасли, и ввоз действующих веществ с последующим бутилированием в готовые формы. Таким образом сейчас все пестициды, которые производятся в России, изготавливаются так или иначе на основе импортных компонентов”, – сообщил эксперт.
Можно ли в этом случае уповать на импортозамещение и заменить СЗР российскими аналогами? Ряд чиновников полагают, что если тщательно проанализировать российский рынок средств защиты растений, выявить конкурентоспособную продукцию и поддержать ее производителей, то сократить импорт ввозимых на территорию России пестицидов вполне возможно. Однако эксперты настроены менее оптимистично, некоторые смогли вспомнить только две российские компании, занимающиеся СЗР, да и они частично зависят от иностранного производителя. “В ближайшей перспективе сократить импорт СЗР вряд ли возможно, – пояснил “РГ” Дмитрий Рылько. – Изобретение и вывод на рынок каждого оригинального препарата стоит теперь сотни миллионов долларов, для этого должна быть серьезная школа, мощная исследовательская база. Их необходимо создавать, но на это потребуется не один год”.
Сельхозтоваропроизводители, с которыми удалось пообщаться корреспонденту “РГ”, не скрывали, что в своей работе стараются ориентироваться на продукцию отечественных производителей. “Однако в ряде сегментов отечественные препараты в настоящее время не обеспечивают защиту на уровне лучших мировых производителей, – сообщил “РГ” директор ТВ “Агрозоопродукт Зимин и К” Юрий Зимин. – Ориентируясь на повышение культуры земледелия и использование современных агротехнологий, мы используем для защиты урожая продукты международных компаний, таких как Syngenta, DuPont, Bayer и др. Уровень защиты от вредителей и болезней сельхозкультур, обеспечиваемый препаратами этих компаний, позволяет нам стабильно достигать высоких показателей урожайности, что сегодня является основой нашей конкурентоспособности”.
Как показало исследование компании “Агростат”, импорт готовых препаратов особенно важен для группы наиболее передовых отечественных хозяйств, которым приходится вести жесткую конкурентную борьбу на глобальных рынках агробизнеса. Поэтому любые дополнительные ограничения грозят утратой конкурентоспособности, в том числе по сравнению со странами Причерноморского региона, такими как Украина и др.
Аграрии привыкли считать деньги, которые и так достаются нелегко, ведь сельское хозяйство так сильно подвержено различным природным катаклизмам.
– В составе себестоимости картофеля доля СЗР составляет 20 процентов от прямых затрат производителя, – представила “РГ” экономическую подоплеку сложившейся ситуации руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина. – Очень высокие требования к качеству продукции сегодня предъявляют как торговые сети, так и переработчики, что вынуждает нас применять самую высокоэффективную и современную систему защиты.
В преддверии нового сезона аграрии с особой тревогой следят за ситуацией на рынке средств защиты растений. “Хотелось бы иметь четкую ценовую и ассортиментную картину до начала полевых работ, – говорит Татьяна Губина. – Мы за развитие конкуренции, поэтому считаем, что выбор препарата должен быть выбором сельхозтоваропроизводителя. При этом мы понимаем важность локализации любого производства и считаем, что создание инвестиционной привлекательности организации столь сложного химического производства на территории России должно стать приоритетом деятельности правительства”.
В свою очередь Дмитрий Рылько считает, что прежде всего необходимо отстаивать интересы отечественного сельхозпроизводителя. “Сейчас на российском рынке и так много ограничительных мер, – считает он. – Если ввести дополнительные заградительные меры на импорт готовых препаратов в виде тарифных квот или импортных пошлин, возникнут новые барьеры для наших аграриев по доступу к передовым мировым технологиям, что негативно отразится на конкурентоспособности отечественных аграриев как на внутренних, так и на мировых рынках”.
Минсельхоз РФ выступает за усиление контроля производства и ввоза пестицидов в страну.
Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов провел совещание по развитию отечественного производства пестицидов и вопросам импорта средств защиты растений.
Участники совещания обсудили текущее состояние отрасли, меры совершенствования правил и нормативной базы по ввозу пестицидов на территорию РФ. Отмечено, что сегодня на российском рынке наблюдается рост потребности в качественных препаратах, обеспечивающих эффективную и безопасную защиту сельхозкультур.
«В связи с большим потоком импорта пестицидов остро стоит вопрос о проникновении в нашу страну контрафакта. Порой это не просто некачественная, но и по-настоящему опасная продукция, наносящая вред угодьям и сельхозпродукции. Совместно с другими ведомствами нам необходимо ужесточить контроль происхождения и качества завозимых пестицидов. Требуется предпринять исчерпывающие меры для того, чтобы деятельность всех участников рынка была прозрачной», – заявил Джамбулат Хатуов.
При этом первый заместитель министра отметил, что одним из путей решения задачи обеспечения российских аграриев качественными средствами защиты растений является более активное развитие производства этой продукции на современном уровне внутри страны.
Джамбулат Хатуов сообщил о том, что Минсельхоз России выступил инициатором создания межведомственной рабочей группы с участием представителей Минсельхоза, МВД, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Минпромторга и Роспотребнадзора для эффективного противодействия недобросовестным поставщикам пестицидов, которые пытаются распространять на территории РФ контрафактную и фальсифицированную продукцию.
Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Петр Чекмарев рассказал о действующем в настоящее время порядке проверки пестицидов, ввозимых из-за рубежа, и о ситуации с обеспечением отечественных сельхозпроизводителей всем необходимым ассортиментом химических препаратов.
«Сейчас ситуация на рынке средств защиты растений стабильная, цены держатся на уровне прошлого года», – сообщил Петр Чекмарев.
Участвовавшие в совещании представители компаний-производителей и поставщиков средств защиты растений выступили с инициативой усиления регулирования рынка путем введения аккредитации поставщиков пестицидов и агрохимикатов, формирования единого реестра добросовестных отечественных импортеров.
Также они высказались за более активное вовлечение российских аккредитованных лабораторий, а также специализированных лабораторий стран-экспортеров в процесс контроля качества ввозимых к нам препаратов.
Особое внимание производители обратили на важность обеспечения равных условий для всех участников рынка, в том числе при государственной регистрации пестицидов и выдаче лицензий на их ввоз на территорию Российской Федерации. В настоящее время лицензии на ввоз средств защиты растений (пестицидов) выдаются Минпромторгом по согласованию с Минсельхозом России.
Представители бизнеса поддержали политику Минсельхоза, направленную на развитие отечественного производства средств защиты растений, и озвучили ряд предложений по мерам господдержки проектов строительства новых заводов и модернизации уже существующих производств.
Первый заместитель министра дал поручение профильному департаменту Минсельхоза создать специальную экспертную группу для мониторинга производства и ввоза пестицидов на российском рынке. В эту группу были приглашены представители отраслевой ассоциации, компаний, производящих и импортирующих средства защиты растений, руководители научных центров.
«Более активное участие экспертов и участников рынка в нашей совместной работе позволит найти оптимальные решения существующих сегодня проблем и создать максимально эффективную систему снабжения российских аграриев качественными и безопасными препаратами», — подчеркнул Джамбулат Хатуов.
В совещании приняли участие представители Российского Союза производителей химических средств защиты растений, ассоциации Европейского бизнеса, Россельхознадзора, а также ведущих отраслевых компаний и организаций.
Россия пригрозила выходом из ВТО из-за “свиного” эмбарго
Россия может выйти из Всемирной торговой организации (ВТО) в случае удовлетворения иска ЕС о взыскании с российской стороны почти 1,4 млрд евро в год из-за ограничения импорта свинины. Об этом заявил первый замглавы экономического комитета Совфеда Сергей Калашников. В Минэкономразвития планы по выходу из ВТО поспешили опровергнуть, заявив, что РФ ничего не должна.
“В случае удовлетворения иска Евросоюза мы, наверное, должны будем ограничить свое участие во Всемирной торговой организации, возможно, и полностью”, – заявил Калашников, слова которого приводит РИА “Новости”. Где он об этом заявил, агентство не уточняет.
По мнению парламентария, сам факт введения Евросоюзом санкций против России противоречит принципам международной организации. Он также подчеркнул, что ЕС первым стал нарушать правила ВТО, используя ограничительные меры против России.
Накануне издание Politico со ссылкой на свои источники сообщило, что Евросоюз объявил о намерении потребовать у России выплаты 1,4 млрд евро в год из-за ограничения на ввоз свинины. По данным издания, требование ЕС уже передано в арбитражный суд, который примет решение о справедливости иска. Если решение будет положительным, то суд определит возможность применения данной меры против Москвы.
В пресс-службе ВТО агентству ТАСС пояснили, что согласно правилам организации на рассмотрение в арбитраже жалобы Евросоюза на Россию отведено 60 дней. Но на практике подобные процедуры могут длиться дольше, особенно если между сторонами имеются разногласия относительно того, “принял ли ответчик меры для выполнения решения”, принятого ранее Третейской группой, отметил собеседник агентства.
Как уточняет издание, 3 января Европейский союз инициировал в ВТО проведение специального заседания Органа по разрешению споров. “ЕС попросил об ответных мерах в отношении России” в торговом споре, касающемся введенного ею в начале 2014 года запрета на ввоз живых свиней и свиноводческой продукции из-за вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в Литве, уточнил дипломированный источник ТАСС, знакомый с ситуацией. В Брюсселе утверждают, что Москва не выполнила ранее принятые ВТО в рамках процедуры разрешения споров решения по этому вопросу. “Россия выступила против просьбы ЕС”, – сообщил источник. В итоге рассмотрением этого вопроса теперь займется арбитраж.
Минэкономразвития: запрос ЕС на компенсацию безоснователен
Российские компетентные органы не рассматривают вопрос выхода из ВТО в связи со спором об ограничении импорта свинины из Евросоюза, сообщает в понедельник пресс-служба Минэкономразвития.
“С учетом того, что членство России в ВТО предоставляет предсказуемую и транспарентную правовую среду на внешних рынках, в условиях диверсификации российского экспорта вопрос выхода России из ВТО в настоящее время компетентными российскими органами не рассматривается”, – говорится в позиции Минэкономразвития РФ по заявке Евросоюза в ВТО по спору об ограничениях на импорт свинины из ЕС.
При этом в Минэконоразвития заявили, что запрос Евросоюза на компенсацию 1,39 млрд евро в год из-за запрета РФ на ввоз свинины безоснователен, так как Россия выполнила требования ВТО и сняла ветеринарный запрет, введенный из-за вспышек африканской чумы свиней (АЧС).
“Неясно, на основании чего выдвинуто такое требование. Мы считаем, что российское законодательство приведено в соответствие с решениями арбитров”, – заявил “Интерфаксу” директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, комментируя появившуюся информацию о соответствующем требовании ЕС.
Россия будет инициировать третейское разбирательство, направленное на установление факта выполнения Россией всех пунктов решения органа ВТО по разрешению споров (ОРС), говорится в сообщении Минэкономразвития.
В начале 2014 года Россельхознадзор ввел запрет на поставки свиней, свинины и некоторых видов свиноводческой продукции из Евросоюза из-за случаев АЧС на территории ЕС вблизи границы с Белоруссией. В апреле 2014 года ЕС начал процедуру оспаривания этой меры. По данным представительства ЕС, закрыв свой рынок для европейской свинины, Россия урезала почти 25% экспорта свинины из Евросоюза. В 2013 году ЕС поставила в Россию свинины на 1,4 млрд евро. Запрет привел к падению цен и перенасыщению свининой рынка ЕС.
В августе 2016 года экспертная группа ВТО постановила, что введенный Россией запрет на импорт живых свиней, свинины и другой свиноводческой продукции из ЕС является неправомерным с точки зрения правил международной торговли.
По мнению экспертов ВТО, запрет на импорт европейской свинины не основывается на соответствующих международных стандартах и нарушает правила соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм. После этого РФ подала апелляцию, но в феврале этого года апелляционный орган ВТО подтвердил, что запрет на импорт Россией живых свиней, свинины и других продуктов свиноводства из ЕС “является незаконным в соответствии с международными правилами торговли”.
В конце 2017 года Минэкономразвития заявило о выполнении требования ВТО и снятии запрета на импорт мяса, за исключением свинины, эмбарго на которую введено в 2014 году в качестве зеркальной меры на санкции ЕС. В октябре 2017 года действие продэмбарго было распространено на живых свиней, за исключением чистопородных племенных животных.
{SOURCE}