Россия планирует обеспечить государственную поддержку агропромышленному комплексу
Россия планирует обеспечить государственную поддержку агропромышленному комплексу
В любой стране, независимо от уровня ее социально-экономического развития, сельское хозяйство является депрессивной отраслью материального производства, неспособной конкурировать по эффективности с промышленностью и другими отраслями народного хозяйства. Государственная поддержка АПК в России берет свое начало в 2002 году. Для преодоления негативных тенденций в аграрной сфере были разработаны и воплощены в жизнь различные приоритетные национальные пилотные проекты, в частности, проект «Развитие АПК», включающий в себя ряд мер поддержки национального сельского хозяйства. В 2008 году начала свое действие государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, а с 2013 года продолжение государственной программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса на 2013–2020 годы» [1], в которой предусмотрен ряд мероприятий по субсидированию российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Анализируя государственную экономическую политику в сфере регулирования АПК за последние два десятилетия, можно сказать, что ее характерной особенностью является преобладание мер государственной поддержки над мерами защиты внутреннего рынка [5, 6, 7]. В отличие от мер торговой политики, не требующих значительных расходов госбюджета, а иногда и самоокупаемых (например, таможенные пошлины), субсидирование как способ государственной поддержки предусматривает значительные бюджетные издержки. С одной стороны, это делает субсидирование менее доступным в условиях экономических трудностей, таких, как начавшийся в 2008 году мировой финансовый и экономический кризис. С другой стороны, это же обстоятельство делает исключительно актуальным исследование путей повышения эффектности прямой формы государственной поддержки АПК, причем не только в «узком», отраслевом смысле, но и в «широком», применительно к национальной экономике в целом.
Рис. 1. Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе Тюменской области (без автономных округов), 2015 г. [4]
Сегодня основные проблемы АПК включают: неадекватный межотраслевой обмен; неустойчивое финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий; высокую степень износа производственно-технической базы и применение старых материалоемких технологий; недостаток квалифицированных управленческих кадров и рабочих массовых профессий, подготовленных к работе в новых условиях; недостаточную обеспеченность научно-техническими разработками по организации и технологии сельскохозяйственного производства; недостаточный для динамичного развития сельскохозяйственного производства уровень генетического потенциала животных и сельскохозяйственных культур; низкий уровень агросервисного обслуживания мелкотоварного производства.
Субъекты различных подотраслей АПК сталкиваются с целым рядом проблем: недостаточный уровень специализации предприятий; устаревшие материалоемкие технологии; несбалансированная кормовая база; низкий уровень сервиса для ЛПХ и охвата закупом; недостаточный для динамичного развития генетический потенциал животных; низкая загруженность мощностей; потребность в модернизации и техническом перевооружении производства; необходимость расширения ассортимента и повышения качества продукции; повышение загруженности перерабатывающих мощностей через выстраивание системы партнерских взаимоотношений с поставщиками сырья; концентрация сырья в крупных перерабатывающих предприятиях и др.
Решению обозначенных проблем во многом способствует государственная поддержка АПК, одним из направлений которой является субсидирование.
Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе Тюменской области представлены следующим образом (рис. 1).
Доля малых форм хозяйствования в общем объеме производства продукции сельского хозяйства за 2015 год составила 53,4 %, а сумма произведенной ими продукции – 38,6 млрд рублей.
Практика субсидирования сельскохозяйственного производства в Тюменской области показывает, что приоритетным является обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы малых форм хозяйствования, осуществляемое по направлениям: субсидии на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе области (ставка 20 % стоимости приобретения, в т.ч. на условиях лизинга новой с/х техники и оборудования); субсидии на технологическое оснащение и перевооружение в животноводстве (для крупного рогатого скота и коз) (ставка 70 % стоимости приобретаемого нового технологического оборудования, с учетом его доставки и монтажа в текущем и предшествующем годах, в том числе на условиях лизинга); субсидии на приобретение технологического оборудования для мини-ферм в личных подсобных хозяйств граждан (ставка 70 % стоимости приобретаемого технологического оборудования с учетом его доставки и монтажа).
Особое внимание со стороны органов власти Тюменской области уделяется развитию малых форм хозяйствования в инновационной деятельности в сфере АПК (рис. 2).
Бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программы за 2013–2015 гг.
О решениях по итогам совещания о поддержке агропромышленного комплекса
Дмитрий Медведев провел совещание 7 февраля 2018 года. По итогам приняты, в частности, следующие решения и даны поручения (резолюция от 7 февраля 2018 года №ДМ-П11-5пр):
Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отраслевых союзов (ассоциаций) представить до 13 марта 2018 года в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе в части предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, а также в части повышения роли субъектов Российской Федерации при реализации указанных механизмов.
Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием отраслевых союзов (ассоциаций) представить до 26 февраля 2018 года в Правительство Российской Федерации предложения по перспективам развития отраслей сельского хозяйства на 10–15-летний период, в том числе предусматривающие меры тарифного регулирования и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции.
Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с Банком России и кредитными организациями, финансирующими агропромышленный комплекс, рассмотреть возможность:
- расширения круга российских кредитных организаций – уполномоченных банков по кредитованию предприятий агропромышленного комплекса по льготной ставке;
- перевода инвестиционных кредитов, полученных по коммерческой ставке сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию, на льготную процентную ставку;
- предоставления кредитов на льготных условиях заёмщикам, имеющим неисполненные обязательства по уплате налогов и сборов;
- снижения процентной ставки по льготным краткосрочным и льготным инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию.
Соответствующие предложения до 12 марта 2018 года представить в Правительство Российской Федерации.
Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) совместно с АО «Корпорация МСП» и органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к малым формам хозяйствования, у которых были изъяты сельскохозяйственные животные и (или) продукты животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных и которые планируют начать предпринимательскую деятельность, не связанную с сельскохозяйственным производством, в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
О результатах до 24 мая 2018 года доложить в Правительство Российской Федерации.
Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), ФАС России (И.Ю.Артемьеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти дополнительно проработать проекты федеральных законов, направленных на введение механизма специальных инвестиционных контрактов в различных отраслях экономики, на предмет сопоставления положительных эффектов от реализации указанного механизма с рисками ограничения конкуренции.
О результатах до 26 февраля 2018 года доложить в Правительство Российской Федерации.
Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минфину России (А.Г.Силуанову) с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и отраслевых союзов (ассоциаций) проработать вопрос о государственной поддержке высокотехнологичных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе за счёт средств Фонда развития промышленности.
О результатах до 15 марта 2018 года доложить в Правительство Российской Федерации.
Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минэнерго России (А.В.Новаку) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Газпром» и организациями электроэнергетики проработать вопрос присоединения новых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса к объектам инфраструктуры и до 16 апреля 2018 года представить согласованные предложения в Правительство Российской Федерации.
Минфину России (А.Г.Силуанову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»» предусмотреть дополнительное выделение средств федерального бюджета в размере до 30 млрд рублей на реализацию в 2018 году мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.
Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минфину России (А.Г.Силуанову) внести в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации о выделении 7 млрд рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации на реализацию отдельных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, в том числе 5 млрд рублей на предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
Минфину России (А.Г.Силуанову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) обеспечить сохранение объёмов государственной поддержки агропромышленного комплекса не ниже уровня государственной поддержки в 2017 году (согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»), в том числе размера субсидий субъектам Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и (или) животноводства, а также субсидий производителям сельскохозяйственной техники.
Потенциал АПК. Меры государственной поддержки аграрного сектора экономики
Потенциал АПК в России очень велик. В состав АПК входят три основные сферы: первая сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.; вторая сфера – собственно сельское хозяйство; третья сфера, в которую входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса.
Всего в состав АПК входят более 10 отраслей экономики. Более того, в России начинает формироваться четвертая сфера, которая будет включать в себя отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукт, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.
АПК обладает большими преимуществами по сравнение с другими отраслями, такими как:
- 1) большие площади сельскохозяйственных земель;
- 2) имеются возможности производства экологически чистых продуктов;
- 3) наличие трудовых ресурсов.
Более того АПК затрагивает интересы всего населения России, например сельское хозяйство дает 95-96% производимого в стране продовольствия, остальные 4-5% — продукция морей, рек, озер, лесов. Кроме того, сельское хозяйство поставляет натуральное сырье — шерсть, льноволокно, масло-семена различных культур, сахарную свеклу и др. Все это даёт населению преимущество покупать продукты хорошего качества, по более низким ценам у отечественного производителя, чем у зарубежных стран, по высоким ценам.
Безусловно, как и все отросли АПК имеет определенные проблемы, такие как:
- 1) слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса;
- 2) большая часть сельскохозяйственных угодий находится в зоне рискового земледелия;
- 3) разрушение материально-технической базы (старение машинно-тракторного парка, разрушение животноводческих комплексов);
- 3) усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса;
- 4) рост цен на энергоресурсы и ГСМ.
И множество других проблем, на которые начало обращать внимание наше Правительство, которое заинтересовано в решение данных проблем и способствованию дальнейшего развития АПК.
В ходе этого, правительство начало осуществлять бюджетную поддержку АПК по следующим направлениям:
- 1) финансирование проведения земельной реформы;
- 2) финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК;
- 3) поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;
- 4) мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;
- 5) улучшение земель, связанное с повышением плодородия;
- 6) строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;
- 7) поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;
- 8) финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей не ограничивается перечисленными выше мерами:
- 1) периодически проводится списание задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на государственный внутренний долг.
- 2) как один из способов регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию сохранено дотирование из бюджета стоимости средств производства, приобретаемых для села. Дотирование осуществляется на конечной стадии производственного цикла. Продолжается практика обеспечения села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита.
- 3) АПК предусматривается льготная налоговая политика, пониженные нормативы отчислений во внебюджетные фонды.
- 4) в соответствии с Законом «О социальном развитии села» осуществляется политика приоритетности бюджетного финансирования, предоставления льгот, увеличения норм расходов на развитие социально-культурной сферы в сельской местности. Финансируются мероприятия по охране материнства и детства в низкорентабельных и убыточных хозяйствах системы Минсельхоза России.
- 5) для поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения и стабилизации аграрного производства Правительство РФ внедрило лизинг как новую форму приобретения продукции машиностроения.
Более того, была создана государственная программа, в рамках которой были созданы кредитные программы, представленные только в Россельхозбанке, которая способствовала разбитию фермерского хозяйства, сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
На концерте, посвященном Дню работника сельского хозяйства, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что за четыре последних года в отрасль уже пришло порядка 900 млрд. рублей. В следующем году только за счет ресурсов федерального бюджета мы планируем направить в АПК 125 млрд. рублей. В этом году, напомню, было 107,6 млрд. рублей. Это не считая льготных кредитов и региональных программ.
Не так давно был создан Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», который направлен на:
- 1)обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
- 2)повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;
- 3)повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
- 4)устойчивое развитие сельских территорий;
- 5)воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.
Данный проект рассчитан на 8 лет( 2013-2020) и объем финансирования составляет 1,5 трлн рублей за 8 лет.
Изучив структуру, преимущества и проблемы АПК я пришла к выводу, что аграрный комплекс России развит и он имеет большие перспективы в дальнейшем развитии, ведь нельзя стоять на месте, необходимо стремиться вперед, развивать, создавать новые и новые отросли АПК. Я считаю, что государство в достаточной мере способствует развитию и потенциалу АПК, создавая различные программы для развития сельского хозяйства, более того спонсирует различные сферы АПК из бюджета страны. Государственная поддержка способствовала сокращению спада производства продукции растениеводства и животноводства. Расходы бюджета направляются на сохранение плодородия почв, обновление и пополнение основных производственных фондов в сельском хозяйстве. Предусматривается дальнейшее развитие лизинговой формы приобретения техники, машин и оборудования. В расходах бюджета выделяются средства на выплаты дотаций и компенсаций сельхозтоваропроизводителям.
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ АПК НА 2013 – 2020 ГОДЫ
Важнейшим звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Оно занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народном хозяйстве.
Для успешного преодоления всех проблем сельскому хозяйству необходима поддержка из вне. И едва ли не единственным помощником в этом деле выступает государство.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07. 2012 г. N 717 (далее – Государственная программа).
Государственная программа развития АПК на 2013-2020 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». [1]
Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Также имеются соисполнители Государственной программы – Россельхознадзор и Российская академия сельскохозяйственных наук.
Целями Государственной программы на период до 2020 г. являются:
обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;
устойчивое развитие сельских территорий.
Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:
1) стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
2) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;
3) повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
4) поддержка малых форм хозяйствования;
5) техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
6) рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;
7) совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК;
8) научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
9) совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса.
10) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.
За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы – превышен его дореформенный
Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
За счет средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на цели поддержки определенных подотраслей сельского хозяйства, предполагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.
Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2013-2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 3 573 379 866,50 тыс. руб. Рассмотрим в таблице 1 средства, поступающие из бюджета по годам.
Таблица 1. Сумма средств поступающих из федерального бюджета на Госпрограмму развития АПК на 2013-2020 г
Продолжение таблицы 1
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 2 375 149 585,03 тыс. руб., из средств внебюджетных источников – 2 279 092 257,54 тыс. руб.
Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.
Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Реализация Государственной программы позволит обеспечить:
достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна – 99,8%, сахара – 91,2%, растительного масла – 82,8%, картофеля – 99,7%, мяса и мясопродуктов – 88,9%, молока и молокопродуктов – 85,3%;
увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. – на 27,6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%;
среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 8,8%;
уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) – не менее 20%;
достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95%;
рост производительности труда в 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. в 1,7 раза.
Меры государственного регулирования реализации Государственной программы включают следующие группы экономических инструментов:
1. Прямое субсидирование отдельных мероприятий за счет средств федерального бюджета, как правило, с софинансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации.
К таким мероприятиям относятся:
развитие селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, племенного дела в животноводстве и птицеводстве, стимулирование развития скотоводства;
компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями основных видов материально-технических ресурсов, включая новую технику, минеральные удобрения и средства защиты растений, энергоресурсы, на отдельные мероприятия, в том числе на страхование посевов сельскохозяйственных культур;
государственная поддержка (в виде субсидий) уплаты процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими товаропроизводителями АПК в коммерческих банках;
2. Прямые финансовые вложения на осуществление мероприятий капитального характера, в том числе на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, социальное развитие сельских территорий;
3. Таможенно-тарифное регулирование с учётом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.
Подводя итог можно сказать, что подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также федеральные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс] : федеральный закон принят Гос. Думой 22.12.2006г., одобрен Советом Федераций 27.12.2006г. от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
{SOURCE}